Здравствуй, уважаемый читатель!

Делаем бизнес успешным!

Мы рады приветствовать Вас в нашем блоге о самых необычных стратегиях и приемах, используемых в бизнесе (и не только в бизнесе). Мы - это Алексей Кузнецов и Алексей Курбатов, тренеры, консультанты по управлению. Мы сделаем все, чтобы Вам стало интересно, чтобы каждый участник узнал что-то новое и полезное. И самое главное - чтобы каждый смог стать более успешным и счастливым!

Добро пожаловать!



2 дек. 2012 г.

Почему руководители компаний снижают инвестиции в обучение сотрудников?


Не секрет, что с каждым годом бизнес-школам все труднее набирать полные группы на обучение. Мы работаем с несколькими московскими бизнес школами, ведем тренинги и деловые игры, в том числе в программах МБА. Мы видим и ощущаем на себе снижение активности, когда утвержденные планы неожиданно срываются из-за недобора групп. И дело здесь не только в нарастающей конкуренции на рынке бизнес образования. Из нашей практики мы стали замечать, что собственники и руководители все с меньшей охотой занимаются обучением персонала. Прежде всего, конечно, здесь и дальше в наших рассуждениях имеется в виду обучение управленческого персонала. 
Нам стало интересно разобраться с причинами, ведь вроде бы логика всегда оставалась железная – чем более «подкован» сотрудник, тем больше от него отдача, тем больше денег зарабатывает компания, тем проще ей управлять и т.д.  Одним словом  повышать квалификацию персонала всегда было хорошо, полезно и модно.
Но вот мнение одного из слушателей, директора компании:

«Мне кажется, что люди сами должны вкладываются в свое развитие. Когда я оплачивал обучение, в частности для директора по маркетингу (а она у нас в основном пиаром и рекламой занимается), надеялся на то, что она начнет применять те методы, которым ее обучили. На деле оказалось, что ничего нового ей не рассказали, просто интересно провела время. Я с ней гораздо больше могу придумать ходов по продвижению без всяких курсов. Я сам, к примеру, обожаю учиться. Но, как мне кажется, всякие тренинги и курсы ведут шарлатаны, которые мне ничего нового сказать не могут».

А вот высказывание нашего коллеги тренера:

«Очень много слушателей учится зазря, только потому, что им это обучение оплатили. Я это вижу на тренингах. Некоторые из них лучше меня чувствуют бизнес, знают на практике как надо работать, но, тем не менее, приезжают учиться зачем-то, надеются услышать что-то новое, интересное, полезное».

Мы для себя выявили несколько ключевых, на наш взгляд, проблем, которые негативно влияют на решение руководства учить своих сотрудников.
Во-первых, проблема часто не в отсутствии у сотрудников знаний и умений, а в том, что люди просто не представляют всей работы компании и тех проблем, которые приходится «разгребать» руководству.
Во-вторых, не всегда очевидно, в чем конкретно у персонала есть провалы в знаниях, и почему люди принимают иногда неправильные решения – от недостаточных знаний или отсутствия навыков и умений или еще от чего-то.
В-третьих, получать знания и пользоваться ими в реальной жизни две разные вещи. Каков бы мощным не был тренинг, какие бы захватывающие и поучительные истории не рассказывал тренер, в реалиях бизнеса и вообще в жизни большое (даже критическое) значение имеет неопределенность и сложность систем. А справляться с этим учат далеко не многие, больше того, на семинарах и тренингах этому обучиться нельзя.
И, наконец, существует еще одна проблема, связанная с зависимостью текучести кадров от уровня их образования. Имеется в виду уход из компании тех людей, которые считались перспективными, на которых ставились ставки и в которых делались вложения в обучение. Это наши собственные наблюдения, которые могут, конечно, не совпадать с общей тенденцией. Но так получается, что у нас накопилось много примеров, когда пройдя обучение и вооружившись новыми знаниями и инструментами, сотрудники, вернувшись в компанию, сталкиваются с полным непониманием и нежеланием что-то менять. Сопротивление порождает падение лояльности к компании, и, как правило, поиск новой интересной работы, позволяющей реализоваться.
Один из наших знакомых, собственник бизнеса так резюмировал разговор по поднятой теме:

«Для руководителей обучение сотрудников это инвестиции, а они не верят, что эти инвестиции окупятся. Причем им не просто жалко денег, а именно потому, что они не верят в то, что люди станут приносить больше пользы = денег компании после обучения. Я по своему примеру могу сказать. Я оплачивал обучение нескольким людям, в надежде на то, что после него, их эффективность труда повысится. На деле же никаких изменений».

Нам реально очень интересно узнать ваше мнение по этому поводу. Что вы думаете об инвестициях в обучение? Кто и за что должен или не должен здесь платить?