Не секрет, что с каждым годом бизнес-школам все труднее
набирать полные группы на обучение. Мы работаем с несколькими московскими
бизнес школами, ведем тренинги и деловые игры, в том числе в программах МБА. Мы
видим и ощущаем на себе снижение активности, когда утвержденные планы
неожиданно срываются из-за недобора групп. И дело здесь не только в нарастающей
конкуренции на рынке бизнес образования. Из нашей практики мы стали замечать,
что собственники и руководители все с меньшей охотой занимаются обучением
персонала. Прежде всего, конечно, здесь и дальше в наших рассуждениях имеется в
виду обучение управленческого персонала.
Нам стало интересно разобраться с
причинами, ведь вроде бы логика всегда оставалась железная – чем более
«подкован» сотрудник, тем больше от него отдача, тем больше денег зарабатывает
компания, тем проще ей управлять и т.д.
Одним словом повышать квалификацию
персонала всегда было хорошо, полезно и модно.
Но вот мнение одного из слушателей, директора компании:
«Мне кажется, что люди
сами должны вкладываются в свое развитие. Когда я оплачивал обучение, в
частности для директора по маркетингу (а она у нас в основном пиаром и рекламой
занимается), надеялся на то, что она начнет применять те методы, которым ее
обучили. На деле оказалось, что ничего нового ей не рассказали, просто
интересно провела время. Я с ней гораздо больше могу придумать ходов по продвижению
без всяких курсов. Я сам, к примеру, обожаю учиться. Но, как мне кажется,
всякие тренинги и курсы ведут шарлатаны, которые мне ничего нового сказать не
могут».
А вот высказывание нашего коллеги тренера:
«Очень много
слушателей учится зазря, только потому, что им это обучение оплатили. Я это
вижу на тренингах. Некоторые из них лучше меня чувствуют бизнес, знают на
практике как надо работать, но, тем не менее, приезжают учиться зачем-то,
надеются услышать что-то новое, интересное, полезное».
Мы для себя выявили несколько ключевых, на наш взгляд,
проблем, которые негативно влияют на решение руководства учить своих
сотрудников.
Во-первых, проблема часто не в отсутствии у сотрудников знаний
и умений, а в том, что люди просто не представляют всей работы компании и тех проблем,
которые приходится «разгребать» руководству.
Во-вторых, не всегда очевидно, в чем конкретно у персонала
есть провалы в знаниях, и почему люди принимают иногда неправильные решения –
от недостаточных знаний или отсутствия навыков и умений или еще от чего-то.
В-третьих, получать знания и пользоваться ими в реальной
жизни две разные вещи. Каков бы мощным не был тренинг, какие бы захватывающие и
поучительные истории не рассказывал тренер, в реалиях бизнеса и вообще в жизни
большое (даже критическое) значение имеет неопределенность и сложность систем.
А справляться с этим учат далеко не многие, больше того, на семинарах и
тренингах этому обучиться нельзя.
И, наконец, существует еще одна проблема, связанная с
зависимостью текучести кадров от уровня их образования. Имеется в виду уход из
компании тех людей, которые считались перспективными, на которых ставились
ставки и в которых делались вложения в обучение. Это наши собственные
наблюдения, которые могут, конечно, не совпадать с общей тенденцией. Но так
получается, что у нас накопилось много примеров, когда пройдя обучение и
вооружившись новыми знаниями и инструментами, сотрудники, вернувшись в
компанию, сталкиваются с полным непониманием и нежеланием что-то менять.
Сопротивление порождает падение лояльности к компании, и, как правило, поиск
новой интересной работы, позволяющей реализоваться.
Один из наших знакомых, собственник бизнеса так резюмировал разговор
по поднятой теме:
«Для руководителей
обучение сотрудников это инвестиции, а они не верят, что эти инвестиции
окупятся. Причем им не просто жалко денег, а именно потому, что они не верят в
то, что люди станут приносить больше пользы = денег компании после обучения. Я
по своему примеру могу сказать. Я оплачивал обучение нескольким людям, в
надежде на то, что после него, их эффективность труда повысится. На деле же
никаких изменений».
Нам реально очень интересно узнать ваше мнение по
этому поводу. Что вы думаете об инвестициях в обучение? Кто и за что должен или не должен здесь платить?
Комментариев нет:
Отправить комментарий